Один из «сианьских» дней потратили на гроты Луньмэнь. Отправились на скоростном паровозе (120 ю) в Лоян.
300 км проехали чуть больше, чем за час вот на этой ракете.
Еще 20 минут на автобусе от железнодорожного вокзала и мы у входа в Лунмэнь (120 ю).
Арки тут не просто декор. Они — часть моста через реку. Гроты расположены на обоих берегах. Начинаем с западного берега.
Луньмэнь (буквальный перевод «Каменные пещеры у Драконовых ворот») — комплекс буддийских пещерных храмов в скалах по берегам реки Ихэ. На входе как обычно — рыбки.
Начало сооружения пещер Лунмэнь датируется 494 г., когда правители перенесли свою столицу из Пинчена (нынешний Датун) в Лоян. Горная порода скальных утесов, в которых высечены пещеры – известняк. Заключительный период строительства пещер датируется с 755 г. по 1127 г. — период смут, войн и волнений.
Пещера Цянь Си. Главная композиция этой пещеры – традиционная группа из трех фигур буддизма. Центральная фигура – Будда Амитабха, покровитель западного рая Сукхавати (Чистой Земли). Он изображен сидящим со скрещенными ногами на квадратном троне, рука поднята в «абхая мудра». За его спиной слева и справа – фигуры двух учеников.
Пещеры Биньян — наверное, второй по значимости комплекс Лунмэня. Три пещеры Биньян были запланированы императором Северной Вэй Сюань У (Xuan Wu ) как мемориал императорской семьи. Пещеры сооружались с 500 г. по 524 г.
Средняя пещера Биньян (Binyang Zhong Dong) . Размеры пещеры: длина – 12 м, ширина – 11 м и высота – 9.3 м. Главной композицией пещеры является традиционная «Trikala buddahs», т.е. три Будды – прошлого, настоящего и будущего, соответственно: справа от Гаутамы – Будда Прабхутаратна, в центре – Будда Гаутама и слева от Гаутамы – Будда Майтрея.
Кое-где в гротах сохранились остатки цветной штукатурки. Всего во всем комплексе насчитывается 2345 пещер и ниш, около 2800 надписей, 43 пагоды и свыше 100 000 различных буддистских изображений.
Ваньфо Дун – Пещера десяти тысяч Будд (Wanfo Dong Ten) . Эта пещера относится ко времени династии Тан: ее сооружение было закончена в 680 г. Пещера почти квадратная в плане, главная композиция – триада Будды Амитабхи.
Центральная фигура пещеры – статуя Будды Амитабхи, сидящая на восьмиугольном лотосовом троне, который поддерживается фигурками силачей. Слева от Будда Амитабхи – Бодхисатва Гуаньинь (Авалокитешвара), справа – Бодхисатва Махастхамапрапта. На стенах за Буддой и бодхисатвами изображены пламенеющие нимбы.
Выше центральной группы находится традиционный амидиастский мотив: изображение душ, возрождающихся из цветков лотоса .
На южной и северной стенах находится около 1500 крошечных изображений Будды, которые и дали пещере ее название.
В центре потолка – изображение цветка лотоса в окружении плохо различимых фигур (вроде бы это апсары).
На южной стене снаружи есть интересное изображение: статуя Гуаньинь высотой 85 см, которая держит – как символ очищения пыли с душ – сосуд с чистой водой в левой руке и хвоста оленя в правой руке.
Снаружи, с боков от входа — стражники.
Хотя протяженность пещер всего один километр по каждому берегу идем медленно. Далее идет группа мелких пещер, о которых информации очень мало или нет. Но некоторые из них вполне интересные.
И мы приближаемся к главной достопримечательности комплекса.
Пещера Фэнсянь Сы.
Пещера Фэнсянь Сы (Fengxian Temple, Fengxian Si) относится к периоду династии Тан и была сооружена У Цзэтянь (Wu Zetian) – единственной женщиной-императором в истории Китая. Фэнсянь Сы, как и все остальные пещеры Лунмэня, вручную высечен из утеса. Его размер в плане составляет 36 м х 41 м; высота центральной статуи – 17 м.
Главная композиция состоит из девяти гигантских фигур. В центре фронтальной стене расположена статуя Будды Вайрочаны на восьмиугольном лотосовом троне. Ее высота составляет 17 м., высота головы – 4 м, ушей – 1.9 м. Считается, что лицу Вайрочаны по указанию императрицы У Цзэтянь было придано сходство с ней самой для аналогии с тем, что как вся власть на небесах исходит от «Космического Будды», так и вся власть на земле (или по крайней мере в Китае) исходит от Императрицы.
По правую руку от Будды Вайрочаны расположены фигура Ананды и бодхисатва Манджушри. По левую руку – фигуры Кашьяпы и бодхисатвы Самантабхадры (иногда называют Гуаньинь). И очень выразительные фигуры предводителя Четырех Небесных Царей локапалы севера Вайшраваны (Куберы) со ступой в руке, попирающего ногой злого духа, и защитника буддизма бодхисатвы Ваджрапани.
Среди главных скульптур расположены многочисленные ниши с фигурами будд, бодхисатв, патриархов, архатов, дарителей и пр.
Квадратные отверстия на всех стенах – это гнезда балок не сохранившегося деревянного строения храма.
Последние пещеры западного берега.
Переходим по мосту на восточный берег комплекса.
Приближаемся к смотровой площадке на восточном берегу.
Со смотровой площадки — вид на пещеру Фэнсянь Сы.
Решили посмотреть и пещеры восточного берега. Их существенно меньше. Расположены в довольно крутых горках.
Пещерки в основном небольшого размера, но вполне интересны. Жаль, что все описания там — на китайском языке.
Автобус, скоростной паровоз — возвращаемся в Сиань.
Оставить комментарий